|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Айкидо
и китайские боевые искусства |
|
Айкидо
и китайские боевые искусства
(Тэцуката Сугавара) |
Айкидо - это боевое искусство,
целью которого является физическая и духовная тренировка без излишнего
напряжения сил. Оно подчеркивает важность гармонии с противником и
основывается на классических боевых искусствах айки-дзюцу и дзю-дзюцу.
Великая заслуга Морихэя Уэсибы заключается в том, что он сделал общественным
достоянием засекреченные прежде дисциплины будо, а также упростил
всю систему подготовки таким образом, чтобы любой желающий мог практиковать
это искусство.
Морихэй Уэсиба, который
считал, что истинное будо должно айкисуру (гармонизировать), назвал
свою систему будо, которой и сам продолжал обучаться, айкидо лишь
в 1942 г. Если принять эту дату за дату происхождения айкидо, то получится,
что оно - "более современное" будо, чем другие современные
боевые искусства, такие как дзю-до и картэ.
Что же касается "китайских
боевых искусств", то они имели долгую историю - более 4000 лет.
Они славятся разнообразием стилей, среди которых можно назвать нань-цюанъ
(южный бокс) и чан-цюань (северный бокс). Рассмотрим, что же общего
может быть у айкидо и китайских боевых искусств?
Цель техника айкидо - не
одолеть противника в прямом столкновении с ним, а уйти от атаки, изменив
направление его энергии при помощи естественных круговых движений.
В Китае такие техники относят к категории нэйцзя-цюань, то есть "внутренних"
стилей боевого искусства. С китайской точки зрения, айкидо - это нэйцзя-цюань.
Из чисто китайских же стилей к нэйцзя принадлежат, в первую очередь,
тайцзы-цюань, багуа-чжан и синъи-цюань.
В 1956 г. старинный вид
"внутреннего" китайского боевого искусства тайцзы-цюань
был упрощен таким образом, чтобы каждый мог относительно легко изучить
его как способ поддержания хорошего здоровья. Отныне тайцзы-цюань
рассматривался прежде всего как оздоровительное средство. Кроме того,
сегодня техники тайцзы-цюаня, распространившегося по всему миру, подвергаются
унификации и стандартизации с целью облегчения проведения соревнований.
Современный тайцзы-цюань - это коллекция отборных техник, взятых не
только из старых стилей тайцзы, но и из синъи-цюаня ("бокса Формы
и Воли") и чан-цюаня (северного бокса). Интересно, что начало
этой трансформации совпало по времени с началом всемирного распространения
айкидо. Сейчас айкидо уже широко распространилось по миру и начинает
проникать даже в Китай. И это очень важный аспект культурного обмена
между двумя странами.
В последнее время айкидо
и китайские боевые искусства, особенно тайцзи-цюань, становятся так
похожи, что уже можно подумать об их слиянии. Правда, в этом вопросе
есть некоторые сложности.
Японские боевые искусства
долгое время развивались в изоляции друг от друга, и каждое из них
игнорировало все другие будо, хотя когда-то все боевые искусства применялись
в реальных битвах в самых разных комбинациях. В этом изоляционистском
подходе есть здравый смысл - так, благодаря ему, отдельные боевые
искусства стали использоваться в образовательных целях, - но я боюсь,
что он же может привести к упадку боевых искусств как таковых. Многие
люди не верят в возможность или уместность применения техник каратэ
или тайцзи-цюаня в айкидо. Но стоит попробовать, и вы увидите, как
интересно практиковать различные виды синтетических боевых искусств.
Надо, однако, отметить, что, если между синтезируемыми стилями нет
риай (общности), синтез никогда не будет интересным или полезным.
Я немного изучал китайские
боевые искусства, в том числе тайцзи-цюань, и как-то спонтанно начал
создавать техники, основанные на объединении айки и тайцзи-цюаня.
Мне кажется, это оказалось для меня возможным потому, что я уже некоторое
время занимался традиционными японскими боевыми искусствами именно
синтетически: изучал общебоевую систему катори синто-рю (меч, палка,
алебарда, копье) и окинавское каратэ годзю-рю.
Г-н Си Луцзянь, инструктор
по китайскому ушу, прибыл в Японию и обучился у меня айкидо и катори
синто-рю. Дружба помогла нам найти сходные черты в наших боевых искусствах.
|
|
|
|
|
|
|