|
|
|
|
|
| | История Айкидо Айкикай
| | | |
|
|
|
История Айкидо Айкикай
(От Кобукан Додзё до наших дней)*
|
|
|
|
|
История АЙКИКАЙ Хомбу
Додзё, известного также как Всемирный Центр Айкидо, началась
в апреле 1931 года, когда Морихэй Уэсиба открыл при поддержке
влиятельных друзей собственную школу в токийском районе Усигомэ
(ныне Синдзюку).
В то время Морихэй
практиковал Айки-будо, а на церемонии освящения новый зал на
80 татами нарекли Кобукан. Однако чаще о нём упоминали как об
"Адском додзё в Усигомэ", и столь колоритная характеристика
как нельзя лучше отражала исключительно высокую степень интенсивности
тренировок той поры. Утидэси, "живущие при школе ученики",
спали в додзё, заботились о поддержании чистоты, выполняли другие
домашние работы и прислуживали Морихэю. Систематических денежных
взносов в то время не было, и каждый ученик сам предлагал форму
оплаты в виде денег, продуктов или личного трудового вклада. |
Период Айки-будо, который завершился
в годы Второй Мировой войны, часто называют "Золотым веком"
в истории айкидо. Искусство Морихэя приобретает популярность в столице,
его показательные выступления вызывают искреннее восхищение императора
Хирохито и сановных особ. Основатель преподаёт в академии Тояма, Военно-морской
и Военно-полицейской академиях, Военно-штабном колледже. В Кобукане
обучались аристократы и придворные, высокопоставленные чиновники и
военные, представители творческой интеллигенции и бизнесмены, а среди
молодежи преобладали специалисты по дзюдо или кендо. Принимались далеко
не все желающие: требовались рекомендации двух заслуживающих доверия
поручителей, и, кроме того, Морихэй лично беседовал с каждым претендентом,
обращая внимание прежде всего на его духовные качества, а не на социальный
статус. Имена довоенных учеников Кобукана, таких как Риндзиро Сирата,
Кэндзи Томики (Томики Айкидо), Годзо Сиода (ЁсинканАйкидо), Минору
Мотидзуки, Нориаки Иноуэ, Коити Тохэй (Синсин ТоицуАйкидо), Кисабуро
Осава,- стали легендарными.
|
|
В
1942 году, в разгар Второй Мировой войны, Морихэй Уэсиба оставляет
все занимаемые им официальные посты и удаляется в местечко Ивама
(префектура Ибараки). Здесь, вдали от назойливого внимания официальных
властей, подчинивших сферу будо милитаристским целям, он занимается
земледелием, много часов проводит в молитвах, продолжает вести
поиски силы, которую несет истина, достигает высшего уровня
духовного сознания и, по собственному признанию Основателя,
доводит до совершенства свое искусство.
В том же году представитель
Кобукана достигает договоренности с Дай Нихон Бутокукай о переименовании
искусства Уэсибы в айкидо и официально регистрирует это название
в Министерстве Просвещения, что ставит айкидо в один ряд с дзюдо,
кэндо, кюдо и другими подобными дисциплинами.
Кобукан продолжал
функционировать под руководством Киссёмару Уэсибы, сына Основателя,
и в первые послевоенные годы в школу вступили многие представители
следующего поколения мастеров, в том числе Сэйго Ямагути, Садатэру
Арикава и Хироси Тада. Однако регулярные занятия не проводились:
многие ученики были призваны |
В
старом Хомбу |
|
на военную службу, а само помещение стало прибежищем
для нескольких местных семей, потерявших кров в результате бомбардировок
Токио. Регулярная практика в токийском додзё возобновилась в 1949
году, после отмены введённых оккупационными властями ограничений на
занятия воинскими искусствами. По мере улучшения экономической и социально-политической
обстановки в течение последовавших десяти лет движение айкидо также
приобретало иной характер. Киссёмару убедил своего отца в необходимости
представить искусство айкидо миру.
Прежде
всего, занятия стали общедоступными, и потенциальному ученику
уже не требовалось рекомендации, чтобы переступить порог школы.
Более того, вплоть до 1956 года практиканты Хомбу Додзё часто
устраивали в различных местах, в том числе в иностранных посольствах,
показательные выступления по айкидо, стараясь привлечь новых
учеников. К этому времени в Хомбу уже используется принятая
в дзюдо система степеней Кю-Дан.
Наряду с этим, последователи
Морихэя, а также его сын Киссёмару, начали выезжать за границу,
а некоторые из них остались там жить и создали организации айкидо,
как, например, приехавшие в разное время в Европу Минору Мотидзуки,
Нобуёси Тамура, Кадзуо Тиба, Кацуаки Асаи и Тадаси Абэ.
Другим важным фактором
стало предоставление айкидо легального статуса, поскольку Кобукан
постепенно стал фактически штаб-квартирой для сети дочерних
школ, соединенных с центром только личными связями между Уэсибой
и его учениками. |
|
|
|
Перед
старым Хомбу |
В 1948 году в префектуре
Ибараки, по месту нахождения Ивама Додзё, был учрежден и официально
зарегистрирован Дзай-дан Ходзин АЙКИКАЙ (Фонд АЙКИКАЙ), который в
качестве юридического лица имел устав, совет директоров, институт
советников и право регистрации степеней Дан. Это означало, что с этого
момента Хомбу Додзё следует рассматривать не только как главную школу
и штаб-квартиру сети организаций айкидо, учреждённых как в Японии,
так и за ее пределами последователями Основателя, но и в качестве
административного центра официальной организации, известной как Фонд
АЙКИКАЙ.
Первое после войны значительное
представление айкидо публике состоялось в 1954 году и собрало около
15.000 зрителей. Два года спустя АЙКИКАЙ провёл серию показательных
выступлений с участием Морихэя Уэсибы, которые продолжались в течение
пяти дней.
В конце 50-х годов Основатель делил своё время между Ивама и Токио,
стал чаще выезжать в различные районы Японии, где читал лекции о принципах
айкидо и обучал его техникам, продолжая в то же время постоянно совершенствоваться
духовно и оттачивать свою технику айкидо.
В середине 50-х годов АЙКИКАЙ
приступил к созданию сети филиалов (сибу) и университетских клубов,
впоследствии объединённых в федерации. В Хомбу Додзё постепенно сформировался
коллектив высококвалифицированных преподавателей, в котором энтузиазм
молодых инструкторов-профессионалов, подготовленных на основе программы
обучения утидэси, подкреплялся авторитетом старших мастеров. В1960
году впервые состоялся Всеяпонский Фестиваль Айкидо, который с тех
пор проводится ежегодно.
Эти достижения во многом
были заслугой Киссёмару Уэсибы и его ближайших соратников, сумевших
за счёт хорошей организации и планомерной подготовки инструкторов
обеспечить АЙКИКАЙ лидирующее положение в сфере айкидо.
Кончина Основателя в апреле
1969 года ознаменовала завершение целой эпохи в истории айкидо. Киссёмару
сменил своего отца и в качестве Второго Досю продолжал руководить
организацией АЙКИКАЙ. В стенах Хомбу Додзё появились представители
нового поколения преподавателей из числа утидэси первой половины 60-х
годов: Мицуги Саотомэ, Норихико Итихаси, Масандо Сасаки, Сидзуо Имаидзуми,
Сэйсиро Эндо и другие.
|
|
К началу 70-х годов
все более явными становятся различия в методах преподавания
Коити Тохэя, который акцентировал внимание на действии ки, и
Киссёмару Уэсибы, которого подерживало большинство сиханов.
Бывшие соратники не смогли пойти навстречу друг другу. В сентябре
1971 года Тохэй создаёт независимую организацию Ки но Кэнкюкай,
а весной 1974 года заявляет о выходе из АЙКИКАЙ и об учреждении
Синсин Тоицу Айкидо ("Айкидо с координацией разума и тела").
Последствия этого разрыва были ужасающими как в Японии, так
и за рубежом, особенно в США. Тохэй поставил руководителей других
додзё перед выбором, и вчерашние друзья стали врагами. Моральные
потери с обеих сторон были столь ощутимыми, что мир айкидо оказался
в состоянии глубокого психологического шока, оправиться от которого
смог только спустя годы. Постепенно ситуация в Хомбу стабилизируется,
и всё более заметной становится фигура Вака-сэнсэя-Моритэру,
сына Киссёмару Уэсибы,- которого заботливо готовят унаследовать
семейную |
К.
Уэсиба |
|
традицию.Преподавательский состав пополнился молодыми
мастерами: Масатоси Ясуно, Йтиро Сибата (в настоящее время преподает
в США), Сёдзи Сэки, Цурудзо Миямото, Ёсиаки Ёкота, Хаято Осава. Они
приняли на себя часть преподавательских обязанностей в Хомбу Додзё
и часто выезжают проводить семинары за рубежом. В эти же годы Ясуо
Кобаяси начал создавать в рамках организации АЙКИКАЙ сеть залов, известную
сейчас как Кобаяси Додзё и объединяющую около восьмидесяти школ айкидо.
В середине 70-х годов, под
влиянием событий в европейском и американском айкидо, АЙКИКАЙ приходит
к решению создать официальную международную структуру, которая позволяла
бы более эффективно наблюдать за развитием айкидо как в Японии, так
и за ее пределами. В 1976 году в Токио состоялся первый Конгресс Международной
Федерации Айкидо, и большинство заграничных организаций айкидо вступило
в это объединение по принципу "одна организация от страны".
Членом Федерации от Японии стала учреждённая тогда же Все-японская
Федерация Айкидо.
Таким образом, в дополнение
к уже обозначенным выше аспектам, здание в Вакамацу-тё является также
штаб-квартирой МФА, которая, формально оставаясь демократической организацией,
фактически контролируется высшим руководством АЙКИКАЙ Хомбу Додзё.
В 1999 году скончался Киссёмару
Уэсиба, и Третьим Досю, главой школы и организации, стал его сын Моритэру.
Среди мастеров в Хомбу Додзё появились новые лица - преподаватели
из числа утидэси 80-х годов.
В восьмое десятилетие своей
истории АЙКИКАЙ Хомбу Додзё вступает во главе наиболее многочисленного
и тесно сплочённого направления айкидо. Основанная Морихэем Уэсибой
школа имеет около 1000 дочерних додзё, штат преподавателей айкидо
высочайшего класса и оказывает непосредственное влияние на повседневную
практику около полутора миллионов последователей этого искусства в
более чем пятидесяти странах мира.
*Раздел
подготовлен по материалам 4го информационного выпуска "Айкидо"
(Клуб
"Коинобори", г. Москва, апрель 2001 года)
|
|
|
| | История
Айкидо Айкикай | | |
|
|
|
|
|
|
|
|